Сварог Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском
пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь,
жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить,
верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у
индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог
переменил свой пол. По аналогии с греческим Зевсом он стал родителем
для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу:
Перун (?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
У славян
практически все небесные боги имеют в своей основе огонь. Благодаря
трудам Сварога люди научились владеть огнем, обрабатывать металл,
создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи и колесницу, и
именно Сварог дал им законы и знание. Затем он отошел от дел и передал
бразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже
огненные или солнечные. По свидетельству Дитмара (умер в 1018),
языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые
признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его
распорядителем войн. В мифах белых народов бог молотом кует - творит
мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к
огню. Культ Сварога наиболее активно использовался в языческой
практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе
называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев
Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь
и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря.
У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа
Рарога. Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и
темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды.
Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили летом,
поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают
игрушки, топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для
колядования. Хорс Хорс – бог солнца. Хорс, хорост,
хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо,
коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный - все эти слова
родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом,
красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца,
описанный иносказательно. Начало нового года славяне отмечали 22
декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день
рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце
завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего
года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод,
доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как
упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и солнце крепнет. Наши
предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат
(восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных
зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов:
медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая
ипостась Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница
(прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода
солнца, и так далее. На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы
помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках,
лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски,
состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался
получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в доме изобилие. Суровая
северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить и работать в
тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века слыли народом веселым
и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс - мужское божество, воплощающее
стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту,
самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей и
нахождению верных решений. Ярило Ярило - бог зачатия, ярый
бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество
плодотворящей любви, он одними исследователями относится к потомкам
Сварога, а другими — к потомкам Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет
нестыковки. Если учесть, что некогда Сварог был богиней (Велес никогда
пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В сознании деревенских
жителей даже в XIX веке Ярила представлялся молодым красивым женихом,
принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе
красавицу невесту. Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он
изгонял зиму и холода. Само имя Ярила происходит от слова «ярый» —
сильный, мощный. Недаром в западных землях у него было другое имя —
Яровит.
Между тем, корень «яр» присутствует в таких чисто
женских сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые
хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья
шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который
зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой. Ярило, ярость,
яровые, Яр (у северян в древности означало 'село'), т.к. раньше жили в
избах с очагом; яркость, - эти слова объединены понятием усиления
яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое
прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к
солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя
снега, живит матушку – землю талой водой. Ярило - солнце в образе
молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит
создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и
т.д.). К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет
в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило
превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и
любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый
месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего
славянского рода сельскохозяйственные работы. Даждьбог
Даждьбог – бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его
тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила мироздания.
От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих
благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые, пылающие
металлы. Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие значение
'делиться, раздавать'. Даждьбог посылал людям не только дождь, но и
солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог – это осеннее небо
с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее
равноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши. Весь
урожай снят, ведутся последние сборы в садах и огородах. Все жители
деревни или города выходят на природу, зажигают огонь, вкатывают на
гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями, играют в
предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы,
ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи
пробуют пищу, свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят
Солнце, землю и Русь - матушку. Даждьбожьи (солнечные) внуки - так
называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки,
солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде,
в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью
- род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать Даждьбогом. В этом
- его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят бесчисленные предки -
наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям - потомкам. Велес
Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей,
покровитель всех путешественников. Хозяин Нави, властитель
непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель,
могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли,
посредник в договорах и толкователь законов. Податель богатств.
Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи. Покровитель
домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев,
скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного,
властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись все низшие духи.
Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался
земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом
поэзии и достатка. Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим
Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские души
поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес.
Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу
идут к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом
на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших
духов. Велес - хранитель седой старины и безмолвных костей предков.
Последняя ночь октября - день поминовения дедов (на Западе - Хелловин).
В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудок духов
природы и умерших за год родичей под снег. Семаргл Семаргл –
бог смерти. Семаргл, смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть -
эти понятия в своей сути означают потустороннее божество - огненного
волка или собаку. У древних славян это - огненный волк с крыльями
сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла как
крылатого волка, или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы
его были соколиными. Если вспомнить мифологию, то мы увидим, что не
только конь был посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоит посмотреть
на летописные буквицы, рамки, древние вышивки и украшения домов,
домашней утвари, доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл
встречается на них очень часто. Для русов Семаргл был так же важен, как
для китайцев - дракон, а для кельтов - единорог. Волк и сокол
стремительны, бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника),
преданны (волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака).
Воины часто себя отождествляли с волками (воин - вой волк). Не стоит
забывать, что волк и сокол очищают лес от слабых зверей, излечивая
природу и производя естественный отбор. Образ серого волка и сокола
часто встречаются в сказках, былинах, песнях, древних памятниках
письменности, таких, как 'Слово о полку Игореве'. В каждом славянине
живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека.
Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего
Семаргла, заболевает и умирает. Перун Перун — бог грома и
молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни
весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил
из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась
природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун
производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и
карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся
верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей
военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов. Перуну
приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из
которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились
торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее
поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка. Перуна
представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному
описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы —
золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое
мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно
отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи»,
образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна
были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого
культа. Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый
месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и
заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по
павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах,
устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге,
метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного
вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили
посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные
испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода. У наших предков
всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч
почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и
его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто
среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин,
сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже
покровительствовал златоусый Перун. Стрибог Стрибог - бог
ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая
его имени, обращались в более поздние времена для совершения заговоров
и заклятий на тучи или засуху. В своем подчинении Стрибог имел
различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких
Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные
воздушные массы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.
Существует
несколько трактовок самого имени Стрибога: Стрый — то есть старый,
старший бог или стръга — глагол, обозначающий длительность в
пространстве, протяженность чего-либо. Стриж, стремительный, быстрый,
шустрый, стремление, струя - все эти понятия означают поток, скорость,
распространение, растекание. Если соединить все это в одно, перед нами
- образ ветра и все, что с ним связано. По одной из версий Стрибог
посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам
оплодотворять землю. Этот бог всегда в сказках под именем Ветра
выступает разрушителем козней и самой Смерти. Суть Стрибога
неоднозначна: он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и
несущие жизнь облака, но в то же время, он насылает на землю ураганы и
засуху, а вместе с ними — смерть. В апреле прилетит Стрибог с
востока молодым теплым дневным дуновением. Ночью же он будет дышать
холодной сыростью. Летом Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая
жаром, а ночью лаская теплом. А осенью, налетев с заката (запада), как
и весной, будет днем греть, а ночью - холодить. Осенью и весной Стрибог
разгоняет тучи, открывая теплое, светлое солнце. Летом он приносит
дожди в засуху, чтоб не погиб урожай, зимой вращает крылья мельниц,
перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб. Русы считали
себя стрибожьими внуками. Стрибог - это наше дыхание, это воздух, в
котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет,
позволяющий нам видеть окружающее.